ISSUE 1-2001
INTERVIEW
Александр Куранов Петр Вагнер
STUDIES
Димитрий Белошевский Виталий Моев
RUSSIA AND ...
Элла Задорожнюк Karel Stindl
OUR ANALYSES
Александр Иванов Владимир Воронов Елена Киселева Татьяна Волокитина  & Галина Мурашко
REVIEW
Роман Майоров
APROPOS
Давид Штяглавски Игорь Некрасов


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
REVIEW
БОРИС ЕЛЬЦИН. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ МАРАФОН. РАЗМЫШЛЕНИЯ, ВОСПОМИНАНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Издательство АСТ, Москва 2000, 428 с.
By Роман Майоров | студент Московского Государственного Педагогического Университета, Российская Федерация | Issue 1, 2001

     Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось для России изданием огромного количества мемуаристики. С одной стороны, наконец стала возможна публикация воспоминаний многий деятелей дореволюционной России и эмиграции: генералов А. А. Мосолова ("При дворе последнего императора"), Н. А. Епанчина ("На службе трех императоров") и т. д. С другой стороны, не отставали от них и современные деятели искусства (Г. Вишневская "Галина", А. Рыба "Кино" с самого начала"), их родственники (О. Ю. Талькова "Я воскресну и спою..."), но, прежде всего, конечно же, политики (Е. Примаков, А. Коржаков, А. Лебедь, В. Костиков и многие другие).
    Одним из наиболее плодовитых политиков-мемуаристов является Б. Н. Ельцин. Первая книга воспоминаний первого российского президента "Исповедь на заданную тему" вышла в 1990 году, еще до его избрания на главой государства, и рассказывала, соответственно, о допрезидентском периоде жизни автора. Вторая книга "Записки президента" увидела свет в 1994 году и повествовала о сложнейших для России годах (1991-1993) становления ныне существующего строя. И вот 7 октября последнего года ушедшего тысячелетия уже бывший президент Российской Федерации в Доме приемов на улице Косыгина в Москве представил публике свою новую книгу - "Президентский марафон".
    Нельзя сказать, чтобы эта российская премьера послужила поводом для особого ажиотажа. Пожалуй, гораздо более значимой была презентация 18 мая на Франкфуртской книжной ярмарке. Русский человек, похоже, подустал от столь мощного напора воспоминаний политиков, а вот для зарубежного читателя, вечно стремящегося понять загадку русской души и ход русской истории, подобный жанр остается по-прежнему интересным.
    Новая книга Б. Н. Ельцина охватывает период от подготовки президентских выборов 1996 года до настоящего времени. Период, безусловно, сложный, за который Ельцина больше всего критиковали. Данная книга представляет попытку экс-главы государства дать свою версию происходивших в последние годы в России событий : "Главная цель книги - рассказать историю наших реформ, мою личную историю - историю первого демократически избранного президента России" (с. 8). На протяжении всей книги Ельцин подчеркивает свою приверженность демократическим реформам и жестко критикует все, что хоть как-то связано с советской властью. Президент предстает перед нами романтиком времен перестройки, заметно отличающимся от того Ельцина, которого мы видели в последние годы на экранах наших телевизоров. Однако это не отразилось на литературных качествах книги - она получилась гораздо живее, чем написанные сразу после печально известных событий октября 1993 года "Записки президента".
    Книга состоит из 26 глав, касающихся самых разных сторон жизни Ельцина и его окружения за последние пять лет. Она начинается (если не считать формального предисловия) с довольно подробного описания ухода Ельцина с поста президента (глава "31 декабря"). Президент аккуратно избегает раскрытия причин своего ухода: "... я принял решение. Я ухожу в отставку" (с. 16), но дает очень подробную фактуру событий, что тоже далеко не безынтересно. Вторая глава "Таня" рассказывает читателю о младшей дочери и верной помощнице Бориса Николаевича - Татьяне Дьяченко. Конечно, журналист, пишущий для широкой публики, был бы очень рад найти здесь какие-нибудь интересные факты об этой женщине, имя которой так часто встречалось в средствах массовой информации в последние годы, но для серьезного историка, на мой взгдяд, ценность этой главы совсем в другом. Внимательный читатель найдет здесь интересную информацию о том, как велась предвыборная кампания 1996 года, и, прежде всего, прямые доказательства того, что государственный переворот в России в то время действительно готовился. Ельцин пишет прямо: "На каком-то этапе ... я почувствовал: ждать результатов выборов в июне нельзя... Действовать надо сейчас!... Был подготовлен ряд указов: в частности, о запрещении компартии, о роспуске Думы, о переносе выборов президента на более поздние сроки" (с. 31-32). По версии президента, переворот предотвратил Чубайс, именно он убедил Ельцина, что "с коммунизмом будет покончено", лишь "когда мы выстроим нормальную, сильную, богатую страну... Отменять выборы нельзя" (с. 33). Анатолий Чубайс вообще на протяжении всей книги представляется как верный соратник Ельцина, будто бы и не было между ними размолвок. Зато сильно досталось бывшим начальнику службы безопасности президента Александру Коржакову (в предыдущих мемуарах столь уважаемому Ельциным за преданность), директору ФСБ Михаилу Барсукову и первому вице-премьеру Олегу Сосковцу. Специальная глава ("Операция: до и после") отведена в книге на рассказ о сердечной болезни автора. Призванная снять кривотолки по этому поводу, до сих пор так упорно живущие в народе, глава содержит также много маленьких зарисовок на политические темы: отношения с Г. Колем, назначение А. Лебедя секретарем Совета Безопасности и т. д. Лебедю же отведено значительное место и в следующей главе ("Россия и генералы"). Ельцин любит давать портреты политиков, журналистов, генералов. Его портреты порой резки и неожиданны: так, генерал Лебедь "оказался очень шумным, но очень слабым политиком", хотя "человек он все-таки яркий, неординарный..." В этой главе речь идет также о А. Коржакове и Д. Дудаеве (здесь интересна, кстати, трактовка президентом чеченских событий).
    В связи с приверженностью Ельцина курсу либеральных реформ и рыночной экономики особенно интересно прочитать главу "Чубайс, или Команда-97": здесь и штрихи к портретам "настоящего романтика" (с. 92) А. Чубайса, обладающего "немножко развязной манерой" (с. 89) общения Б. Немцова, дорожащего своим "идеально белым политическим воротничком" Г. Явлинского (89.) и других молодых демократов; и описания работы правительства; и любопытные истории из жизни политиков (например, рассказ о том, что, для того чтобы убедить Б. Немцова переехать в Москву, Т. Дьяченко пришлось самой вечером ехать в Нижний Новгород), и многое другое. Следующая глава ("Киреенко") расскажет читателям об отставке с поста премьера В. Черномырдина и приоткроет тайну, почему его преемником стал никому до того неизвестный С. Киреенко, а кандидатуры таких известных политических деятелей, как Ю. Лужков, Г. Явлинский, В. Булгак, Н. Аксененко, С. Дубинин, Б. Федоров и А. Николаев были отклонены.
    На этом месте книга как бы прерывается и Б. Ельцин от внутренней политики переходит к внешней ("Без галстуков" и "Восьмерка" и ее лидеры"). Главной политической целью в международных отношениях Ельцин считает так называемый многополярный мир: "Нельзя делать ставку только на одну систему обеспечения мировой безопасности - американскую... Но нельзя и скатываться обратно в болото «холодной войны». Нужен постоянный диалог равноправных партнеров" (с. 148). Впрочем, гораздо интереснее в этих главах читать о реальных людях - друге экс-президента германском канцлере Г. Коле, китайском лидере Цзян Цзэмине, японском премьере Рютаро Хасимото... Прервавшись на краткий рассказ о бюрократической части своей бывшей работы ("Работа с документами"), Борис Николаевич возвращается к вопросам внешней политики, но теперь уже с ближайшими соседями России ("По-соседски"). Здесь и характеристики отдельных лидеров бывших советских республик, и описание процесса создания Союза России и Белоруссии, и не безынтересная ситуация о том, как Б. Березовский был назначен исполнительным секретарем СНГ (Ельцину, который один из всех президентов был против, он заявил: "Борис Николаевич, если вы хотите принести пользу Содружеству, то меня надо назначить. Я уверен, что смогу сделать что-то полезное") (с. 198-199).
    Возвратившись в следующей главе ("Рублевая катастрофа") к делам внутриполитическим, автор дает анализ событий 17 августа 1998 года, рассматривая их как следствие мирового финансового кризиса. Политические последствия этого кризиса Ельцин также обойти не смог ("Осеннее обострение", "Примаковская стабилизация", "Отставка Примакова"), странна только оценка президентом деятельности Е. М. Примакова - роль самого уважаемого и опытного премьера допутинской эпохи явно принижена. Довольно скучными получились главы "Товарищ" и прокурор" и "Косово". Первая, посвященная скандалу, связанному с Генеральным прокурором России Ю. Скуратовым, не дает ничего нового, а вторая написана довольно вяло. Удивляет, даже несколько шокирует глава "Премьерский покер", где Ельцин утверждает: "уже внося кандидатуру Степашина, я знал, что сниму его" (с. 314), так как "Путина ставить пока еще рано. Эту паузу нужно кем-то заполнить. Заполнить чисто технически. Что называется, для отвода глаз. Ничего не поделаешь, эту роль придется доверить симпатичному, порядочному Сергею Вадимовичу" (с. 312)... И снова Ельцин начинает критиковать своих оппонентов (" Мэр идет в атаку, или Бесплатная кепка"), излагая свою, ельцинскую версию информационной борьбы между прокремлевскими СМИ и мэром Москвы Ю. Лужковым. И вдруг неожиданно после столь резкой критики появляется очень добрая, даже можно сказать "теплая" глава ("Очень личное"), повествующая о семье первого российского президента. Б. Ельцин - настоящий семьянин (недаром "Президентский марафон" посвящен жене Б. Н. Ельцина - Наине Иосифовне, а "Записки президента" были посвящены матери - Клавдии Васильевне). Когда начинаешь читать эту главу, кажется, что писал ее другой Ельцин - верный муж, заботливый отец и дедушка, а не Ельцин-политик.
    Впрочем, вскоре читателю снова предстоит окунуться с головой в политику. В главе "Ельцин сошел с ума" президент рассказывает, как принял судьбоносное решение о назначении премьером В. В. Путина: "Я принял решение, Владимир Владимирович, и предлагаю вам пост премьер-министра" (с. 355), и раскрывает свои планы на будущее. Сложные вопросы поднимаются и в главе "Вторая чеченская". К вопросу о будущих взаимоотношениях России и Запада Ельцин возвращается в главе "Последний саммит". В рассказе о создании новой проправительственной партии ("Партия центра - Единство") особенно интересными представляются размышления о том, какой электорат поддержит какого кандидата: "Мужественный Шойгу, спасатель... должен привлечь к себе молодежь и женщин. Карелин - тот рассчитывал на поддержку всего мужского населения. Гуров - говорил на языке, близком и понятном людям пожилого и среднего возраста" (с. 387). О выработке гарантий для экс-президента говорится в главе "Президентские гарантии", не безынтересной и некоторыми замечаниями о жизни после отставки первого и последнего президента СССР М. С. Горбачева. Заключительная глава "Другая жизнь" - это самые свежие впечатления первого президента России о жизни в отставке, и снова читать становится приятнее (как главу "Очень личное") и легче. Вместо эпилога Б. Ельцин поместил свое "последнее обращение как президента к гражданам России" (с. 422).
    После выхода книг таких известных людей, как Б.Н.Ельцин, обычно вспыхивают споры: кто же истинный автор произведения, и как оно создавалось. Официальную версию излагает сам же экс-президент. Среди источников своего творения он указывает дневники, которые писал «на протяжении последних лет… урывками, в основном ночью или рано утром…» [с. 8] и записи, сделанные им с помощью маленького диктофона, который Ельцину “подарили на день рождения” [c. 407]. В то же время в народе считается (еще с советских времен), что общая технология создания подобных работ такова: политик только надиктовывает или выписывает свои основные мысли, далее же в дело вступают профессиональные журналисты или писатели, облекающие «наработки» титулярного автора в художественное произведение. В случае с Ельциным в народе давно ходят слухи, что к его творчеству «руку приложил» экс-глава администрации президента В.Б.Юмашев. Собственно, еще в «Исповеди на заданную тему» Ельцин писал: «… если бы не помощь молодого и талантливого журналиста Валентина Юмашева, которому часто приходилось, подстраиваясь под мой ритм, работать без выходных и ночами напролет, - трудно сказать, появилась бы эта книга» (там же благодарит он В.Ланцова, Л.Суканова и Т.Пушкину). Особое же внимание обратили на Юмашева после «Записок президента» – о его роли в творчестве главы государства писали газеты, говорили по телевидению, обсуждали при любой возможности. С выпуском «Марафона» утихшие было разговоры возобновились, хотя и с несколько меньшей силой. В книге Юмашеву действительно отведено не последнее место, все упоминания о нем очень лестны: «человек творческий» [с. 12], на которого Ельцин всегда может положиться… Впрочем, других доказательств причастности Валентина Борисовича к последней книге экс-президента РФ нет, а следовательно, и утверждать что-либо конкретное я бы не стал – столь отрывочные факты все-таки не могут рассматриваться как надежный исторический источник. Но для объективности при работе с данным произведением, безусловно, надо учитывать вышеизложенную информацию, ведь не бывает же дыма без огня…
    К сожалению, есть в книге и досадные казусы. Например, Ельцин пишет: "за долгие столетия царствования королевского дома Виндзоров нога британского монарха еще ни разу не ступала на российскую землю" (с. 140-141). Не надо быть англичанином, чтобы усомниться в словах о "долгих столетиях... дома Виндзоров", правящего в Великобритании лишь с 1901 года. Увы, знание истории пока не является сильной стороной наших политиков. Стоит обратить внимание и на то, что Ельцин всегда представляет себя правым, впрочем, к этому его обязывает мемуарный жанр. Задача же историков - подойти к работе с этим источником диалектически и показать, что в этой книге - объективная правда, а по каким вопросам лучше использовать другие источники.
    Многие российские телеканалы показали, как Ельцин обратился к присутствовавшим на презентации его книги: "Не спешите листать ее в поисках жареного - там этого нет. Но с поджаркой найти можно". Пожалуй, автор прав - книга не претендует на сенсационность, но внимательный читатель найдет в ней много интересного.

Print version
EMAIL
previous СОВЕТСКИЙ ФАКТОР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ
К печати подготовили Т. Волокитина, Г. Мурашко, А. Носкова
|
Татьяна Волокитина  & Галина Мурашко
ЧTO BИДИT ДABИД ШTЯГЛABCКИ? - WHAT DOES DAVID ŠŤÁHLAVSKÝ SEE ?
Тoскa пo Ельцину
|
Давид Штяглавски
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.