ISSUE 2-2019
INTERVIEW
Roman Temnikov
STUDIES
Pavel Havlicek Michal Lebduska Bogdan Oleksyuk Bogdana Kostyuk
OUR ANALYSES
Otar Dovzhenko
REVIEW
Pavel Vitek
APROPOS
Maxim Rozumny


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
ИЛОВАЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ. 5 ЛЕТ СПУСТЯ
By Bogdana Kostyuk | Journalist, Ukraine | Issue 2, 2019

24 августа 2014 года, в День Независимости Украины, по центральной улице Киева – Крещатику – проходили строем подразделения Вооруженных сил, Новосозданной Национальной гвардии и Пограничных войск Украины, шла военная техника. Парад принимало политическое и военное руководство государства, сотни обычных украинцев наблюдали за этим, стоя вдоль Крещатика и провожая аплодисментами каждое из проходящих подразделений. В тот день многие из тех, кто принимал парад, кто чеканил шаг в парадном строю, кто наблюдал за парадом, уже знали, что на Донбассе идут кровопролитные бои, что Россия ввела «ограниченный контингент» своих войск на украинский Донбасс и что подразделения украинских войск попали в окружение возле города Иловайск, где расположен мощный железнодорожный узел. Но остановить кровопролитие Киев уже не мог, слишком большой военно-технический и людской ресурс «вбросила» Россия на восток Украины.

И с парада часть подразделений и военной техники уходили на восток, где гибли их побратимы – не зная, вернутся ли живыми.  5 лет спустя при упоминании Иловайска у многих украинцев наворачиваются на глаза слезы, а у выживших бойцов перед глазами встают обугленные тела погибших друзей, поля обгоревших подсолнечников и покрытые дымкой терриконы возле разрушенных шахт…

«Иловайский котел»: официальная хроника

18 августа после нескольких успешно проведенных операций по освобождению населенных пунктов Донецкой области от пророссийских боевиков, подразделения украинской армии, добровольческие батальоны и подразделения территориальной обороны (позже пополнившие  состав Вооруженных сил) вошли в Иловайск. В городе разгорелись уличные бои, большая часть города, включая железнодорожный узел, вернулась под контроль Украины. Армейцы уже связались с генеральным штабом, доложив, что до возвращения всего Иловайска под контроль Украины остаются считанные дни, если не часы – но тут им в тыл 23-24 августа зашли российские войска, ранее обстреливавшие территорию Украины из Ростовской области Российской Федерации, и окружили украинских армейцев и добровольцев.

Фактически, к 28 августа 2014 года иловайская  группа украинских войск оказалась в полном окружении; прорывавшиеся извне на помощь добровольческие подразделения (из полка «Азов», батальонов «Донбасс» и «Днепр-1») были накрыты огнем российских систем «Град» и были вынуждены отказаться от прорыва к своим.

В ночь с 28 на 29 августа президент России Владимир Путин обратился к «ополченцам Донбасса»,  роль которых в этой операции исполняли в основном российские военные из перешедшего российско-украинскую границу «ограниченного контингента»: Путин предложил открыть «гуманитарный коридор» для окруженных украинских военных, чтобы они могли выйти.

«Утром 29 августа к нам в штаб приехал российский офицер и предупредил, что через коридор наши бойцы должны выходить без оружия. Мы проинформировали командиров окруженных подразделений, и они колонной начали выходить через 'гуманитарный коридор'», - вспоминает начальник генерального штаба ВСУ Муженко. Как только колонна начала движение, российские войска открыли огонь на поражение. Колонна была расстреляна.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, во время движения колонны противник расстреливал раненых украинских бойцов уже «после окончания военных действий, когда солдаты были лишены боеспособности». Попавшие в плен к местным пророссийским группам около 300 бойцов удерживались в «нечеловеческих» условиях, утверждают эксперты ООН.

Военный прокурор Украины Анатолий Матиос на брифингах, на встречах с иностранными партнерами называет следующие цифры: в боях за Иловайск погибли 366 военнослужащих и добровольцев, 429 были ранены. Что касается погибших, то причиной смерти, в основном, стали ранения взрывного и осколочного характера (типа).

Бои под Иловайском стали одним из переломных моментов нынешней российской военной агрессии против Украины: украинская армия перешла от наступления к обороне, утратив инициативу.  Количество погибших и покалеченных, раненых армейцев и добровольцев, потери в технике вынудили Украину пойти на уступки Кремлю и подписать так называемые «Минские договоренности» в рамках трехсторонней контактной группы (Украина – Россия – ОБСЕ) с привлечением лидеров самопровозглашенных, пророссийских Донецкой и Луганской «Народных Республик» (по украинскому законодательству, эти квази-республики признаны террористическими образованиями).

Иловайская  трагедия: личные воспоминания

Командир батальона «Миротворец» (ныне народный депутат Украины) Андрей Тетерук: участник международной миротворческой миссии в Косово, сформировал и возглавил батальон «Миротворец» по инициативе ректора Национальной академии внутренних дел Украины – Владимира  Чернея. Батальон формировался и проводил учения на учебной базе академии, большинство бойцов батальона имели опыт миротворческих операций.

Число  бойцов в «Миротворце» на июнь 2014 года составило 186 человек. Как вспоминает А. Тетерук, по уставу «Миротворец» должен был выполнять так называемые «милицейские задания»: «Мы отвечали за общественный порядок, поэтому вооружены были легким вооружением. Перед выходом на передовую мне удалось убедить руководство Министерства внутренних дел, которому мы подчинялись, выделить нам средства для борьбы с бронетехникой – мы получили около 20 ручных противотанковых гранатометов, 3 снайперские винтовки и автоматы калибра 7,62 миллиметра».

20 августа 2014 года «Миротворец» получил приказ: перебазироваться из г. Дзержинск в Иловайск на зачистку города. «У нас в батальоне был 1 автобус, 1 бронированный джип, УАЗ и мини-машина 'Жужа' военного медика Всеволода Стеблюка. Кстати, позже Стеблюк на 'Жуже' вывез десятки раненых, обгоревших бойцов из разных подразделений, спас десятки жизней», - вспоминает Андрей Тетерук.

По его словам, часть батальона, узнав о переброске, «срочно уволилась» (около 40 человек), несколько человек остались в Дзержинске охранять базу – так что  численность «Миротворца»  в районе Иловайск составила 83 человека с примкнувшими к ним тремя медиками и двумя тележурналистами.

24 августа «Миротворец» зашел в Иловайск, получив приказ занять железнодорожное депо, где держали оборону 25 бойцов из батальона «Херсон», рядом оборонялись бойцы из батальона «Донбасс»: как вспоминает Тетерук, бои за депо длились несколько суток. «Депо оказалось на первой линии огня. Нам удалось в него зайти и расположиться рядом з 'Херсоном' и 'Донбассом'. Утром 25 августа нас вызвали на совещание. Тогда и случилась первая для меня иловайская трагедия: погиб командир 'херсонцев' Руслан Старчеус, вместе с водителем – их машина была расстреляна. Я ехал перед ними. Нашу 'миротворческую' машину трижды обстреляли, но и я, и водитель - мы остались живы».

26-28 августа позиции украинских войск в районе Иловайска российские войска накрыли огнем из  минометов системы залпового огня «Град». «Выход из Иловайска у нас проходил так: мы выезжали на двух автобусах марки 'Богдан', на старом УАЗ-е и упомянутой выше 'Жуже', на моем джипе 'Шевроле'. С нами выходила часть бойцов из батальона 'Херсон'. Часть колонны была обстреляна, мы слышали взрывы, понимали, что нас просто хотят уничтожить. Проход колонны и ее расстрел возле села Горбатенко я снимал на камеру мобильного телефона. Позже я видел, как вдоль лесополосы проходит колонна из 5-6 танков: на них были российские флаги», - вспоминает Андрей Тетерук.

Его машина была подбита, вместе со своими бойцами Тетерук выбирался из окружения с побратимами из других подразделений. В ночь с 30 на 31 августа А. Тетрук с бойцами вышли в район одного из горно-обогатительных комбинатов (командир «Миротворца» названия городка не знает – автор), где удалось выйти на связь с командованием: за «миротворцами»  прислали машину, людей вывезли в г. Комсомольское, оттуда вертолетом – в г. Днепропетровск (ныне Днепр).

Боец Михаил, позывной «Эльф» (сейчас служит в одной из бригад ВСУ, фамилию не называю по его просьбе) – участник Революции достоинства, фактически с киевского Майдана в апреле 2014 года ушел в добровольческий батальон «Донбасс». После двухнедельной подготовки на одном из полигонов  в составе батальона, был отправлен на передовую. «Мы нормально начали воевать, освободили несколько сел и городков на Донеччине, а в 20-х числах августа были отправлены в район Иловайска. Наши уже зашли в город, освободили большую его часть, мы попали в район рядом с депо, где были жестокие бои. Мы расположились в разрушенной снарядами школе – там до тех пор учебники лежали на столах в классах, какие-то задания мелом были расписаны на досках», - вспоминает боец.

По словам Михаила, у него отсутствовало ощущение времени – он находился под огнем противника постоянно, даты «слились в один день, просто менялся свет солнца на ночь», говорит солдат. Помнит Михаил, что «однажды, когда взошло солнце, командир приказал грузиться на автобус и ехать из города, предварительно оставив оружие».

Очевидно, это было 29 августа, когда Россия пообещала выпустить окруженных бойцов по «гуманитарному коридору». «Я выходил из укрытия последним, побежал к ребятам, и тут мина рядом разорвалась, мне ногу обожгло, я упал. Ко мне побратим подскочил, говорит, сейчас перевяжу, и пока он перевязывал мою рану, наш автобус уехал. Нас через несколько минут забрали бойцы из другого подразделения, и вот мы мчимся, вокруг поля с подсолнухами горят, мины и снаряды рвутся, а мы прорываемся, - и вдруг почти догоняем тот, наш автобус. Я кричать начал, и тут впереди снаряд упал, и наш автобус подбросило, несколько человек в воздух взлетели... А мы в сторону «вильнули», и так вот мы с побратимом выжили, а наши, из автобуса, почти все погибли», - рассказывает «Эльф». 

После лечения и реабилитации, которые длились около года, Михаил решил вернуться в армию контрактником – чтобы отомстить за тех ребят, кто в том поле с подсолнухами остался навсегда…

Иловайская трагедия: сердце матери

Тело старшего инспектора батальйона «Миротворец» Романа Набегова опознали по браслету-оберегу, который его бабушка привезла внуку «на счастье» из Израиля. Р. Набегов погиб в бою, прорываясь через «гуманитарный коридор» из Иловайска.

Мы сидим с его мамой Оксаной Набеговой в киевском офисе группы «Эвакуация 200» (поиск и возвращение останков погибших бойцов) Гражданско-военного сотрудничества ВСУ (СИМИК).

Пани Оксана неспешно рассказывает о своем сыне: «Когда-то Роман написал: 'Украина – не просто название государства, не просто слово. Это моя жизнь'. Мой сын работал следователем районного отдела Министерства внутренних дел в Херсонской области. С начала агрессии России против Украины четыре раза писал рапорт вышестоящему начальству с просьбой отправить его в зону АТО [антитеррористической операции – автор]. В состав батальона 'Миротворец' Романа зачислили только после того, как он лично обратился к министру внутренних дел Арсену Авакову.»

В составе батальона «Миротворец» Роман Набегов принимал участие в АТО, созванивался с матерью и объяснял ей, что на Донбассе действуют преступники, поддерживаемые Россией, что «Донецкая Народная Республика» создана российскими спецслужбами. «Мы с Романом договорились, что он по телефону не будет называть названия населенных пунктов, где находится батальон «Миротворец», и когда по телевизору 30 августа передали, что «Миротворец» вырвался из Иловайска – я поняла, где именно находился мой сын. А он погиб накануне, 29 августа, его опознали по браслету», - говорит мама.

Она собрала историю Романовой жизни, его дневники и стихотворения и издала книгу «Ни шагу назад» - по словам пани Оксаны, побратимы Романа часто общаются с ней и с уважением вспоминают Романа – настоящего патриота и воина-защитника Украины. Оксана Набегова и (другие?)матери погибших под Иловайском воинов инициируют день 29 августа (объявить?) Днем памяти павших за Украину.

Вместо послесловия:

Нынешний начальник генерального штаба Вооруженных сил Украины Руслан Хомчак, который командовал силами антитеррористической операции в районе Иловайска, в интервью для Украинской редакции Радио Свобода признал: ему до сих пор непонятно, почему руководство государства не приняло решение об отводе украинских войск, как только стало понятно, что они попали «в котел».

25 августа 2014 года было понятно, что украинские войска в Иловайске уже окружены. «Я не понимаю, почему решение о выводе войск в Киеве принимали так долго. У меня уже ситуация была, когда раненых вывезти не можем, воды и продовольствия нет, а [от командования – автор] приказа нет», - говорит Р. Хомчак.

Среди бойцов, выживших в «Иловайском котле», немало тех, кто возлагает вину на командование, впрочем. Признавая тот факт, что Украина в 2014 году была не готова противостоять превосходящим силам противника, а командование ВСУ не имело необходимого опыта, знаний и политической воли действовать решительно.

Подполковник армии Великобритании в отставке, военный эксперт Глен Грант в 2016 году входил в состав Проектного офиса реформ Министерства обороны Украины: в Иловайской трагедии, по его мнению, виноваты некомпетентность тогдашнего военного руководства Украины, офицеров среднего звена и отсутствие политической воли у руководства Украины действовать решительно и брать на себя ответственность за положение на фронте.

«К сожалению, ситуация была такой, что руководители украинского государства и сектора обороны и безопасности просто не обладали необходимыми знанием, опытом и компетенциями. Отсюда – отсутствие оперативных решений и приказов. Приведшие к гибели сотен бойцов и сотен единиц боевой техники», считает британский офицер.

Вторжение войск Российской Федерации – главная причина Иловайской трагедии – таково заключение Генеральной прокуратуры после проведенного расследования. Российская сторона нарушила ею же данное обещание, более того – расширило присутствие «ограниченного военного контингента» на территории Украины, считают следователи.

Print version
EMAIL
previous СТРАНА ВО ВЛАСТИ ЗЕ |
Bogdan Oleksyuk
СТРАНА, ГДЕ ЖУРНАЛИСТЫ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ |
Otar Dovzhenko
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.