ISSUE 3-2016
INTERVIEW
STUDIES
Igor Yakovenko Andrei Dynko Hasmik Grigoryan
RUSSIA AND HISTORY
Hienadź Sahanovich Jamil Hasanli
OUR ANALYSES
Petr Vagner
REVIEW
Petr Vagner
APROPOS
Varuzhan Piliposyan


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
APROPOS
АРМЯНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОД ПРИЦЕЛОМ КРЕМЛЯ?
By Varuzhan Piliposyan | Independent journalist, Armenia | Issue 3, 2016

30 октября 2016 года, в Москве, по обвинению в «шпионаже» был арестован украинский журналист Роман Сущенко. Агентство «Укринформ», где работает журналист, обратилось с призывом к журналистскому сообществу встать на защиту коллеги, а также с помощью международных правозащитных организаций, дипломатических учреждений Украины и иностранных государств содействовать освобождению Сущенко.

Реакция властей Украины была быстрой: уже 5 октября Президент Украины Петр Порошенко заявил, что он поручил задействовать все дипломатические возможности, чтобы освободить украинского журналиста Романа Сущенко и других украинских заложников, удерживаемых Россией.

Еще ранее, 3 октября, председатель Верховной Рады Андрей Парубий предложил обсудить возможность введения визового режима с Россией и расширения санкций в отношении РФ. Он напомнил, что в начале 2016 года внес в парламент проект постановления об обращении к Кабинету министров относительно прекращения действия соглашения между правительствами Украины и РФ о безвизовых поездках граждан.

Реакция международного сообщества также была быстрой: депутаты Европейского парламента направили письма президенту России Владимиру Путину, президентам Европейской Комиссии Жану-Клоду Юнкеру и Европейского Совета Дональду Туску и Высокому представителю ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерике Могерини с требованием освободить украинского журналиста Романа Сущенко. В тексте их письма выражена «обеспокоенность незаконным задержанием украинского журналиста Романа Сущенко властями РФ 30 сентября», а также обращается внимание на то, что это «сигнал для беспокойства для любого потенциального посетителя Российской Федерации».

Далее в тексте отмечается, что «в соответствии с текущей ситуацией любой может быть обвинен в шпионаже и быть задержан. Роман Сущенко имеет надежную репутацию хорошего профессионала, который работает уже много лет во Франции, стране, которая является участником „нормандского формата“», и все обвинения в его адрес расцениваются не более как дальнейшие незаконные действия по отношению к украинским гражданам со стороны Российской Федерации.

Депутаты Европейского парламента просят немедленно освободить Сущенко и требуют внимания к этой ситуации. Жесткое заявление сделано и руководителями ОБСЕ, ответственными за случаи нарушения прав граждан и журналистов.

И если в случае с гражданами Украины такие задержания со стороны властей России должны быть осуждены, но  смотрятся в общем «понятными» на фоне враждебных отношений, сложившихся между двумя странами за последние 2-3 года, то произошедшее с гражданином Армении, известным политологом и интеллектуалом Степаном Григоряном, вызывает серьезную озабоченность.

Кстати, возникает вопрос, может быть, у России есть и в отношении граждан других стран постсоветского пространства «черные списки»? А может быть, и в отношении своих стратегических партнеров, таких как Армения, Россией могут быть применены «карательные меры»?

Итак, начну по порядку: 30 августа 2016 года с гражданином Армении, руководителем Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству (АЦГРС, центр базируется в Ереване), политологом Степаном Григоряном произошел не совсем обычный инцидент. В этот день власти России запретили ему въезд в страну.

Пограничники международного аэропорта «Шереметьево» не разрешили Степану Григоряну выйти с территории московского аэропорта, объявив, что его въезд в Россию запрещен до 2030 года. Отмечу, что рейс был транзитным,  и уже поздно вечером того же дня он должен был вылететь назад в Ереван. А т.к. у него до вылета в Ереван было около 14 часов, его целью было посетить одно из московских кладбищ, где в октябре 2014 года был похоронен его отец, Геворк Григорян.

В тот же день Степан Григорян был депортирован назад в Армению. В течение всего времени пребывания в аэропорту «Шереметьево» (до возвращения в Ереван) у него был отобран паспорт, и он был лишен возможности свободного перемещения (т.е. помещен в охраняемую, так называемую «стерильную зону», расположенную на территории  аэропорта «Шереметьево»).

В Уведомлении, которое ему дали российские пограничники, были ссылки на Федеральный Закон России «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», где в основном говорилось о разного рода криминальных и нарушающих закон действиях со стороны иностранных граждан. Однако все это не имеет никакого отношения к нему, т.к. Степан Григорян, по его словам, не вел никакой деятельности в России в последние двадцать лет. 

В его случае был важен лишь пункт 9 из Статьи 26 этого Закона: О выдворении иностранных граждан, которые участвуют в деятельности международных организаций нежелательных на территории России. Известно, что возглавляемый им Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству активно сотрудничает с европейскими неправительственными организациями, аналитическими центрами и разными демократическими Фондами, поддерживающими их инициативы. Кроме того, АЦГРС и его руководитель не скрывают того, что будущее армянского народа они видят в европейской семье народов, опирающейся на демократические ценности и свободы. Поэтому у  Степана Григоряна, по его словам, нет сомнения, что решение российских властей было политически мотивированным.

Родные Степана Григоряна в период его ареста обратились в МИД Армении с просьбой выяснить, где он находится и причины его задержания. А с учетом того, что он был депутатом Парламента Армении (1990-95 гг.), в 1995-2000 гг. работал в МИД Армении (с 1995-1998гг. был чрезвычайным посланником и полномочным министром Армении в России, а 1996-1999 гг. - полномочным представителем Армении в Организации договора о коллективной безопасности СНГ), ситуация была непростой, т.к. действия российской стороны в этом случае трудно было назвать дружественными.

2 сентября стало известно, что посол Армении в России потребовал от российских властей разъяснений по поводу инцидента. Кроме того, замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что МИД Армении занимается вопросом, и «о результатах сообщат». 6 сентября стало известно, что в МИД Армении все еще не получали ответа по делу выдворения гражданина Армении из России.

В этот день Шаварш Кочарян заявил журналистам, что любая страна имеет право без каких-либо объяснений запретить въезд  тому или иному гражданину. «Просто этот случай является необычным в том смысле, что это произошло впервые, когда такой шаг применяется в отношениях между Арменией и Россией, и появился прецедент. Именно поэтому мы обратились с запросом в МИД РФ и ждем ответа», - сказал замминистра иностранных дел Армении. 

Также 6 сентября последовала реакция посольства России в Армении. Советник посольства России в Армении Олег Шаповалов в беседе с журналистами, комментируя инцидент в «Шереметьево» сказал, что у властей России нет «черного списка» граждан Армении, в соответствии с которым им запрещается въезд в эту страну. Он не стал говорить о возможных причинах этого запрета, отметив лишь, что они ему пока неизвестны: «В данном конкретном случае так получилось, что господину Григоряну запретили въезд на территорию России. В принципе, мы не обязаны комментировать, объяснять, однако в соответствии с заявлением Министерства иностранных дел Армении, мы попросили комментарии у нашей соответствующей структуры и занимаемся этим вопросом. Результаты сообщим Министерству иностранных дел Армении».

Однако и по сегодняшний день, Степан Григорян ждет ответа от российской стороны. Конечно сам факт того, что ему запрещен въезд в Россию аж до 2030 года, говорит о многом.

6 октября 2016 года во время брифинга в МИД РФ пресс-секретарь Мария Захарова заявила, что по делу Степана Григоряна ответ уже послан в МИД Армении. На мое обращение в тот же день к Степану Григоряну, каков же был ответ российской стороны, он ответил: «Я на данный момент не располагаю информацией о содержании ответа МИД РФ, более того, я сам узнал об этом из брифинга Марии Захаровой. Однако у меня нет сомнения, что РФ не изменит своего решения, т.к. сформировавшийся там политический режим не склонен к признанию своих ошибок».

В Армении экспертами и политиками высказывались разные версии в связи с этим инцидентом. Однако доминирующей была та точка зрения, что Москва пытается оказать давление на представителей гражданского общества Армении, т.к. оно ведет себя достаточно независимо и «мешает» Кремлю превратить Армению в некую провинцию России. Кроме того, в армянском гражданском обществе доминирует мнение, что в России существует «черный список» граждан, которые являются сторонниками демократического пути развития Армении, либо критикуют действия властей России.

Хотел бы обратить внимание на то, что один из российских экспертов, в связи с инцидентом, заметил, что каждая страна, даже исходя из политических причин, может закрыть границу перед нежелательными лицами. На что есть логичное возражение: между Арменией и Россией действует безвизовый режим, и граждане Армении имеют право на свободное передвижение в России. Если же для отдельных граждан существует запрет, тогда российская сторона должна заранее уведомлять отдельно по каждому такому случаю.

Отмечу, что вокруг проблемы с депортацией Степана Григоряна из Москвы в Ереван поднялся шум как в Армении, так и за рубежом. Была проявлена серьезная солидарность во всех слоях армянского общества. Большое число политиков, экспертов, общественных деятелей и журналистов выступили с резкой критикой действий российских властей и высказали свои мнения на то, почему российские власти пошли на такой шаг. Многие депутаты армянского парламента открыто выступили в его поддержку, не говоря уже о заявлениях, сделанных разными армянскими и международными организациями.

Отмечу, что 16 сентября «Армянская Национальная платформа Форума гражданского общества Восточного Партнерства», объединяющая более 200 активных общественных организаций Армении, распространила заявление об инциденте со Степаном Григоряном, в котором, отмечалось: «За последнее время это уже не первый случай, когда мишенью российских государственных или негосударственных субъектов становятся представители гражданского общества Армении. Недавно тоже имел место подобный случай, когда некий сайт распространил список лиц, якобы, являющихся членами действующей в Армении сети американских агентов,  и в котором были данные и фотографии активных представителей гражданского общества Армении. Платформа осуждает действия со стороны государственной структуры России по отношению к Степану Григоряну».

Авторы заявления подчеркивают, что если подобные действия по отношению к представителям гражданского общества Армении повторятся, то они вынуждены будут обратиться к своим партнерам-организациям, действующим в ЕС и на территории «Восточного Партнерства» с призывом воздержаться от визитов в Россию и использования территории этой страны в качестве транзитной зоны.

Особого внимания требует также выступление известного армянского правозащитника Артура Сакунца от имени девяти ведущих международных и армянских правозащитных организаций на заседании БДИПЧ ОБСЕ 20 сентября 2016 года в Варшаве, где говорилось о состоянии дел с гражданским обществом Армении и его правах на проведение акций. Здесь отмечался случай с грубым нарушением прав Степана Григоряна на свободу перемещения и оказанием  давления на деятельность возглавляемого им АЦГРС. 

Сегодня в армянском обществе уже нет сомнения, что инцидент, связанный со Степаном Григоряном, это попытка давления со стороны российских властей на независимый сектор гражданского общества Армении. Поэтому сегодня можно сказать, что видным представителям гражданского общества Армении, борющимся за демократию в стране, не  стоит рисковать и пытаться въезжать на территорию РФ. Кроме того, рекомендация МИД Украины к своим гражданам, сделанная после ареста украинского журналиста Романа Сущенко, не посещать РФ без особой надобности, сегодня может оказаться исключительно актуальной и для многих граждан Армении.

Print version
EMAIL
previous ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ГОДОВ ТЕРРОРА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ |
Petr Vagner
АРСЕНИЙ СИВИЦКИЙ: «РОССИЯ ПРЕНЕБРЕГАЕТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ
ПОЗИЦИЯМИ СВОИХ ПАРТНЕРОВ»
|
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.