Russkiivopros
No-2003/2
Author: Владимир Альтов

"СТРАНА ЧУЧХЕ" НА ЗАКАТЕ

     Не лучшие времена переживает сегодня Северная Корея, которой почти десять лет руководит маршал Ким Чен Ир. Чего же добился Ким? За какие такие заслуги северокорейская пропаганда величает его "великим полководцем"? Какие сражения выиграла КНДР под его водительством? Какие победы одержала северокорейская армия? Трудно ответить на эти вопросы. Трудно потому, что побед-то никаких нет. Есть одни проблемы, которые не только не решаются, но всё больше и больше усугубляются.
     Нельзя сказать, что Ким не пытается что-то предпринять. Прежде всего, объявлены "государственные мероприятия", суть которых – попытаться выбраться из трясины экономического кризиса. Путь избран витиеватый, хотя, вроде бы, вводятся элементы рыночных отношений. Однако все это преподносится как "дальнейшее совершенствование социализма корейского образца". Что же это за социализм? Главное в нём: "человек – хозяин всему", согласно главной заповеди северокорейская идеология "чучхе". А настоящим "хозяином" страны является Ким Чен Ир и его ближайшее окружение (родственники, родственники родственников, близкие друзья и преданные соратники).
     Унаследовав после смерти "великого вождя" Ким Ир Сена высшую власть в стране, Ким Чен Ир изрёк "историческую" фразу: "Не ждите от меня изменений". Это означало, что полководец продолжит "великое дело" своего отца Ким Ир Сена. Но не получается что-то. Правда, причин здесь немало. Нет, например, такого союзника, как СССР. Ким – младший не понаслышке знает, что сделал Советский Союз для Северной Кореи. Прежде всего, создал само северокорейское государство и посадил в "руководящее кресло" Ким Ир Сена. Построил экономику КНДР: более 70 промышленных, сельскохозяйственных и культурных объектов построено с советской помощью. Молодые граждане КНДР, конечно, не знают этого. Им вдолбили, что "великий вождь и учитель" Ким Ир Сен и продолжатель "великого чучхейского дела" Ким Чен Ир сотворили "социалистический рай" в КНДР, вдруг исчезнувший вместе со смертью вождя. Северокорейская пропаганда утверждает, что произошло это в результате развала социалистического рынка и "происков империалистов".
     А реальная картина выглядит совершенно иначе. Северокорейская экономика развалилась из-за неспособности режима осуществить необходимые реформы. Даже "большой сосед" КНДР - Китай, добившийся впечатляющих успехов в модернизации народного хозяйства, не смог убедить "полководца" Кима последовать китайскому примеру и пойти на реформирование экономики. Объявленные "госмероприятия" – это псевдореформы, попытка создать иллюзии у собственного народа и международной общественности, что режим, мол, намерен модернизироваться. Однако серьезные аналитики понимают, что нынешняя власть не способна на реформирование страны, да и не желает этого. Как, впрочем, это хорошо понимает и северокорейская элита. Реформы – это ведь потеря власти и, в конечном итоге, гибель режима.
     Что же делать? Как выжить? Режим Кима начал с того, что на весь мир объявил о необходимости оказать срочную помощь голодающему населению КНДР. Почти 10 лет международное сообщество ежегодно поставляет Пхеньяну по 1 млн. тонн продовольствия, спасая тем самым северокорейцев от голодной смерти. И все-таки страна за последние 8 лет потеряла от 1-го до 2-х миллионов своих граждан, умерших от голода.
     И сегодня ситуация с продовольствием не улучшается. Специальный посланник Генерального секретаря ООН Майкл Стронг, недавно посетивший КНДР, признал, что "Северная Корея стоит перед реальной угрозой голода". Пхеньян срочно запросил у своих южных собратьев поставить 400 тыс. тонн продовольствия, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
     "Великий полководец", однако, смотрит на ситуацию в собственной стране по-иному. Главным делом для него является не помощь голодающему населению, а укрепление своего воинства. Провозглашена и неуклонно проводится линия на "приоритет армии". Основные материальные ресурсы направляются на военные цели (до 50% госбюджета). Поставлена стратегическая задача: "Превратить КНДР в неприступную крепость". Гражданские отрасли промышленности практически бездействуют. Но при всеобщей нехватке ресурсов, в частности, электроэнергии, военные заводы продолжают производство ракет и другой военной техники.
     Согласно оценкам независимых экспертов, КНДР в настоящее время обладает 200 баллистическими ракетами класса "Но дон" (дальность полёта 1300 км) и 800 ракетами типа СКАД (дальность 300-500 км), и производит в год 200 ракет разных типов. При этом Пхеньян ежегодно зарабатывает на ракетном экспорте 500 млн. долларов. Еще столько же в КНДР поступает от корейцев, проживающих в Японии. Эти средства идут, в основном, на содержание огромной армии. Северокорейские вооруженные силы всех видов и родов насчитывают более 1,5 млн. человек, включая полицию и подразделения спецслужб (всё население страны 22 млн.).
     Но северокорейская армия – это не только солдаты, офицеры, генералы и маршалы. Покойный Ким Ир Сан был генералиссимусом. Сам Ким Учен Ир – маршал КНДР. Но у него имеется еще около 15 маршалов и вице-маршалов армии. На вооружении армии находится также 11 тысяч орудий, около 4 тыс. танков и более 700 самолетов (о ракетах мы уже говорили).
     Кроме того, пхеньянское руководство объявило о создании "ядерных сил сдерживания". Северокорейская ядерная программа, вызвавшая очередной кризис на полуострове, съедает огромные средства (по некоторым оценкам, эта программа уже "освоила" более 10 млрд. долларов). А рядовые северокорейцы получают всего по 300-400 грамм риса в день, дети и старики – ещё меньше. Подсчитано, что однодневного рациона 10 американских военнослужащих, расквартированных в Южной Корее, хватило бы на содержание 250 северокорейских детей в течение одного года.
     Не только на экспорте ракет зарабатывает северокорейский режим. В КНДР имеются большие плантации по выращиванию наркотических трав. Причем это отнюдь не проявление чьей-то частной, незаконной инициативы. Нет, это – государственная политика. Северная Корея производит 40 тонн опиума в год и, кроме того, поставляет его на экспорт. В морях и в портах Юго-Восточной Азии неоднократно задерживались северокорейские суда, гружённые наркотиками. Распространением наркотических средств за рубежом занимаются партийные функционеры и дипломаты КНДР. Их арестовывали в Латинской Америке, в России и других странах.
     Ещё один метод заработать твердую валюту – начать её производство, поэтому Пхеньян наладил выпуск фальшивых долларов, причём качество производимых здесь купюр очень высокое. В год, по разным подсчетам, северокорейцы пускают в оборот до 500 млн. фальшивых долларов.
     Проблема экспорта Северной Кореей наркотиков и фальшивой валюты стала настолько серьезной, что представители США, Южной Кореи и Японии подвергли её, наряду с ядерной программой КНДР, всестороннему обсуждению на совещании в Гонолулу в июне 2003 года. Вашингтон, Сеул и Токио договорились объединить усилия в целях пресечения опасной деятельности Пхеньяна. Рассматривалась также возможность введения против КНДР санкций.
     В последнее время в Пхеньяне нашли ещё один способ «добывания» финансовых средств. Северная Корея довольно успешно "продала" своё согласие на диалог с Сеулом на высшем уровне. В Республике Корея в этой связи разгорелся большой скандал. Бывший президент Ким Дэ Чжун вынужден был признать, что Северной Корее было выплачено 200 млн. долларов. А сколько стоил бы ответный визит в Сеул северокорейского лидера Ким Чен Ира? Думается, сумма была бы в несколько крат больше.
     С тем, чтобы погасить возможные проявления недовольства среди своего населения полуголодным существованием, отвлечь его от мирских забот, северокорейский режим занимается интенсивной индоктринацией людей, вдалбливанием в их сознание различных амбициозных планов, прожектов. Правящая партия КНДР некоторое время назад объявила, что полководец Ким Чен Ир решил построить на севере Корейского полуострова "могущественную державу". Что это такое? Представить трудно, но Ким и его идеологи поспешили разъяснить новую идею.
     Теория о строительстве "могущественной державы" базируется на трёх составных частях. Во-первых, нужно создать "могучую" идеологию, которая овладела бы массами. Такая идеология есть – это "идеи чучхе" Ким Ир Сена. Чучхейская идеология, утверждает северокорейская пропаганда, одержала полную победу, и стала доминирующей идеологией в северокорейском обществе. Иными словами, выполнена важнейшая установка Ким Ир Сена о "всеобщей чучхеизации" страны. В КНДР навязчиво насаждается лозунг "Не знать никаких других идей, кроме идей чучхе".
     Во-вторых, необходимо "превратить страну в неприступную крепость", создать "мощные вооружённые силы". Эта проблема также решена. КНДР превратилась в высоко милитаризованное государство, в котором реальная власть находится в руках военной хунты, официально именуемой Государственным комитетом обороны, во главе с маршалом Ким Чен Иром. А содержащиеся в Конституции нормы об органах власти – Верховном народном собрании, его Президиуме, Кабинете министров, народных комитетах – это фикция. Конституционные органы нужны хунте, чтобы закамуфлировать истинное положение вещей.
     Комитет обороны и его органы на местах осуществляют руководство всеми сторонами жизни в Северной Корее. Это соответствует и проповедуемой в КНДР идее о приоритете армии, о приоритете винтовки. Вся страна ходит строем, поёт революционные песни и клянётся "великому полководцу" разгромить любого врага, кто посягнёт на режим, "на травинку", растущую на северокорейской земле.
     Третья составляющая часть теории "строительства могущественной державы" – создание мощной экономики. Это «задача задач» режима. Она, как считают в Пхеньяне, пока не выполнена. И как её выполнять, в Северной Корее не знают. Попытки осуществить упоминавшиеся "государственные мероприятия" ограничились повышением зарплаты: от 140 вон до 2 тысяч вон (при официальном курсе 1 доллар = 150 вон, а реальном - 1 доллар = 2 тысячи вон), ростом цен в 40-50 раз (1 кг риса стоил 1 вона, теперь – 50 вон). А
     Но полки магазинов как были пустыми, так и остались. Продукты по-прежнему выдаются по карточкам. Обладание карточкой, тем не менее, не гарантирует получение продуктов. Иначе говоря, экономическая ситуация не улучшается. Как строить экономический фундамент "могущественной державы", никто в Северной Корее не знает, даже "великий" Ким. Правда, может быть он и знает, но боится потерять власть, как это произошло в европейских экс-социалистических странах. Поэтому раскручивается лозунг "жить и упорно трудиться во имя будущих поколений".
     Одновременно готовится и преемник "великого маршала". На этот счет существует много спекуляций. В самой Северной Корее наложено табу на обсуждение этой темы. Старший сын полководца Ким Чен Нам (32 года) "засветился" (был задержан в Японии). Это, как утверждают в Южной Корее, вынудило правящий режим назначить нового преемника Ким Чен Чера (22 года). Однако, согласно конфуцианским традициям, наследовать "отцовское дело" должен старший сын.
     Правда, в истории Кореи было немало случаев, когда отцы по разным причинам отступали от этой святой традиции, но всякий раз это приводило к трагическим событиям. В этой связи нельзя не вспомнить конец ХIV века, когда полководец Ли Сон Ге, совершив переворот, положил начало новой королевской династии – династии Ли, которая правила страной 500 лет, вплоть до 1910 г., т.е. до колонизации Кореи Японией. Возведение на королевский престол в начале ХV века младшего сына Ли Сон Ге (от второго брака) привело к кровавой бойне. Аналитики в Сеуле склонны проводить исторические параллели и утверждают, что если "великий маршал" сделает выбор в пользу младшего сына Ким Чен Чера, то не только нарушит вековые традиции, но это может привести к политическим потрясениям.
     Кстати, когда утверждался сам Ким Чен Ир, то Ким Ир Сен стоял перед непростым выбором – назначить Ким Чен Ира или любимого сына от второго брака Ким Пхён Ира. "Вождь" не рискнул нарушить конфуцианские заповеди. В наследники вождя также метил и брат Ким Ир Сена Ким Ен Дю. Всё было решено так, как решено. Ким Ен Дю исчез с северокорейской политической арены на 17 лет, а Ким Пхён Ир уже второй десяток лет представляет Северную Корею в разных странах в качестве дипломата.
      Как будет решаться проблема наследования власти в КНДР, покажет время. Но сегодня страна в разрухе, из последних сил старается выжить, грозит Югу, США и другим испепелить их, если они посмеют "прикоснуться" к "могущественной державе". Однако никто её трогать и не собирается. Речь идёт лишь о том, чтобы Пхеньян прекратил разработку своей военно-ядерной программы, таящей опасный и непредсказуемый элемент угрозы для всего региона. Это позволило бы Пхеньяну направить высвободившиеся немалые ресурсы на преодоление глубокого экономического кризиса, улучшение жизни людей.
     Но способен ли режим Ким Чен Ира решить существующие проблемы? Пока этот вопрос остается без ответа. Но в ближайшие годы ответ так или иначе должен появиться. Нынешний статус-кво на севере Корейского полуострова не может существовать долго.