Russkiivopros
No-2017/3
Author: Шалала Маммадова

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Введение

На берегу Каспийского моря, в центре города Баку, архитектором Г.Меджидовым в 1957 году в стиле классицизма был построен музей Ленина, филиал музея Ленина в Москве. Бакинский музей Ленина, единственное в своем роде здание в бывшем Советском Союзе, специально построенное в честь идеолога и предводителя Октябрьской революции, в советское время был местом пропаганды идей и образа жизни Ленина и его соратников, а также научным центром изучения творческого и политического наследия главного большевика России. В 1991 году, сразу после объявления государственной независимости, указом президента республики музей Ленина был переименован в Музейный центр, где в данный момент находятся три музея, один из которых, по иронии судьбы, - Музей независимости.

Приобретение Азербайджаном государственной независимости напрямую связано с революционным процессом в России, который, по мнению современной российской историографии, начинается с января 1905 и завершается в октябре 1917 года. Правда, некоторые российские историки придерживаются другой точки зрения, считая Октябрьскую революцию одним из этапов Великой Российской Революции 1917-1922 гг., которая привела к «напряженному противоборству авторитарного модернизационного каркаса» советской системы «и ее гуманистического культурного содержания и высокого гуманистического проекта». (Горбачевские чтения, 2008, 21)

Октябрьский переворот ликвидировал демократические начинания февральской революции в Южном Кавказе, заложив основу социалистического эксперимента. Бакинская Коммуна и Муганская Республика, созданные с помощью большевистско-дашнакского альянса, повлекли за собой сначала массовую резню мусульманского населения  в марте-апреле 1918 года, а затем и армянского населения в сентябре того же года, оставив глубокий трагический след в национальной памяти населения страны.

Цель данной статьи- анализ в преддверии 100-летия Октябрьской революции основных концепций и направлений современной азербайджанской историографии в изучении феномена этого события и определение, насколько эти концепции способствуют формированию соответствующего общественного мнения и как они отражаются в сознании молодого поколения независимого Азербайджана. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991г. по текущий год.

Это тот период в азербайджанской историографии, когда историческая наука, потеряв всякую научность и объективность, превратилась в средство и орудие политической демагогии, национализма и популизма. Общественное мнение и сознание было исследовано с помощью социологического опроса, проведенного автором в сентябре 2017 года среди людей с высшим образованием, работающих в учебных заведениях, в возрасте от 25-ти до 38-и лет (родившихся в период с 1980 по 1995 год).

Это два поколения, первое из которых начало ходить в школу в советское время, но закончило ее уже в независимом государстве. Второе поколение выросло, воспитывалось и училось в независимом Азербайджане, не имея никакого личного опыта жизни при советском режиме. Было опрошено 60 респондентов, сотрудники из четырех вузов республики, Бакинский Государственный Университет, Азербайджанский Государственный Экономический Университет, Азербайджанский Университет Туризма и Менеджмента, и Азербайджанский Государственный Педагогический Университет.

Респонденты не были специалистами по истории и должны были ответить на два вопроса: 1) помните ли вы Октябрьскую революцию; 2) как, по вашему мнению, Октябрьская революция повлияла на политическую ситуацию в Азербайджане в начале ХХ века.

Октябрьская революция в азербайджанской историографии конца ХХ века

Сразу отметим, что ни Февральская, ни, тем более, Октябрьская революции до сих пор не являлись предметом специального исследования современной азербайджанской историографии. Революционные процессы оставались актуальными, популярными и востребованными с 1920-х по середину 1980-х годов. Особенно плодотворными в изучении достижения Октябрьской революции в Азербайджане были И.Гусейнов, М.Искендеров, Дж.Гулиев, А.Азимов, З.Ибрагимов и др.

Дж.Гулиев в книге «Борьба Коммунистической партии за осуществление ленинской национальной политики в Азербайджане», критикуя антинациональную сущность мусаватского режима, отмечает, что «борьба за Советскую власть в Азербайджане в 1918-1920 годах являлась продолжением героической эпопеи предыдущих революционных лет и была обусловлена глубокими внутренними экономическими, социально-политическими противоречиями, сильно обостренными господством мусаватской контрреволюции и иностранных интервентов». (Гулиев, 1970, 180)

Дж.Гулиев также отмечал, что борьба азербайджанских трудящихся «являлась составной частью всей гражданской войны, которая велась по всей стране за защиту завоеваний Великой Октябрьской Социалистической Революции». (181)

Другой советский ученый, З.Ибрагимов, в своем исследовании, посвященном особенностям победы социалистической революции в Азербайджане, пишет, что «в результате героической борьбы русского рабочего класса победившая сначала в Петрограде социалистическая революция в дальнейшем начала побеждать в других городах, окраинах, а также в Азербайджане, с активным участием трудящихся всех национальностей». (Ибрагимов, 1970, 191)

М.Искендеров в книге «Из истории борьбы Коммунистической Партии Азербайджана за победу советской власти» пишет: «25 октября (7 ноября) 1917 г. в результате победоносного вооруженного восстания героического пролетариата и революционного гарнизона Петрограда было свергнуто контрреволюционное Временное Правительство и установлена власть Советов». Далее автор отмечает, что «Победа Великой Октябрьской социалистической революции вызвала огромный революционный подъем и восторг у трудящихся Азербайджана». (Искендеров, 1958, 151, 153)

В книге «Солдаты революции» историк Г.Азимов отмечает, что «весть о создании Совета Народных Комиссаров под руководством В.И.Ленина была встречена с большим энтузиазмом в городах и селах Азербайджана». (Азимов, 1978, 62) В целом, советские историки характеризовали Октябрьскую революцию как великое событие, новую веху в истории Азербайджана, которая изменила судьбу миллионов людей, открыв перед ними большие возможности.

На современном этапе обращение к истории большевизма и большевистской партии обусловлено двумя факторами. Первое, эти события освещаются в учебных программах, школьные и университетские учебники требуют формирования определенной концепции в связи с трактовкой советского периода истории Азербайджана. Второе, ряд жизненно важных и болезненных вопросов национальной истории рассматриваются учеными через призму Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 года.

Это армяно-азербайджанский конфликт и история Бакинской Коммуны, приобретение и потеря государственной независимости, т.е. история Азербайджанской Демократической Республики, апрельское завоевание 1920 года и установление диктатуры Бакинского Комитета Азербайджанской Коммунистической (большевистской) Партии (АК(б)П), красный террор, территориальные притязания соседних государств и т.д.

Разрушение советской интерпретации истории Азербайджана ХХ века начинается со второй половины 1990-х годов. Пишутся учебники, издаются исторические сочинения, готовится к публикации семитомное академическое издание истории Азербайджана.

В 1998 году под редакцией профессора Э.Исмайлова вышла «История Азербайджана» для учащихся 11-го класса. Первый параграф первой главы этого учебника, посвященный Бакинскому Совету, рассматривает октябрьский переворот 1917 года как «антидемократичный» акт, приведший к власти в Баку антиазербайджанский Бакинский Совет. По мнению авторов, «захват большевиками власти в Петрограде активизировал их деятельность в Азербайджане, в особенности, в Баку», где они имели слабую социальную базу и  низкий авторитет у коренного населения (Исмайлов, 1998, 5 ).

Критикуя антиазербайджанскую политику Бакинского Совета, авторы обращают внимание на мартовские события 1918 года и на апрельскую оккупацию 1920 года, в результате которых произошли два важных события: геноцид азербайджанцев объединенными силами армян-дашнаков и большевиков и ликвидация государственной независимости Азербайджана в результате вторжения части XI Красной Армии под командованием Левандовского (Исмайлов, 1998, 58). В учебнике Февральская революция трактуется как прогрессивный политический процесс, приведший к глубоким демократическим преобразованиям в Азербайджане, тогда как Октябрьская революция характеризуется как политическая катастрофа.

С 2003г. появляются новые учебники, где весь революционный процесс (Февральская и Октябрьская революции) преподносится как регрессивный антиазербайджанский процесс, направленный против «освободительной борьбы нашего народа» (История Азербайджана, 2014).

Более поздние учебники по истории Азербайджана лишь упоминают октябрьский переворот, приведший к установлению советской диктатуры в республике. (Azərbaycan tarixi, 2016, 80-81). И не удивительно, что представители более старшего поколения во время социологического опроса на вопрос,  что вы помните об октябрьской революции и как она изменила ситуацию в стране, заявляли, что помнят октябрьскую революцию как событие, которое уничтожило Российскую империю и власть династии Романовых, после чего наступила эпоха социализма.

Респонденты, окончившие школу в конце 1990-х годов, добавили, что это была социалистическая революция, которая сопровождалась гражданской войной и завершилась установлением советской диктатуры. Была также отмечена большая роль советского режима в развитии образования, науки и культуры в республике.

Красной нитью проходит идея антиазербайджанского характера октябрьского переворота в России в учебниках для высших учебных заведений. Второй том учебника по истории Азербайджана, подготовленный под редакцией профессоров В.Алиева и Т.Велиева, полностью посвящается событиям ХХ века, где авторы отмечают, что «Октябрьская революция 1917 года убила все надежды Азербайджанских тюрков на русскую революцию». Отрицая наличие социальной базы для социалистических преобразований в Азербайджане, тем не менее, авторы указывают на тяжелую социально-экономическую и политическую ситуацию, которая усилила революционное движение в период первой мировой войны.(XX əsr Azərbaycan tarixi, 1994-2004, 41-75, 81)

Октябрьская революция в историографии начала ХХI века

С 2003 года начинаются новые тенденции в развитии исторической науки Азербайджана. Резко сужаются рамки и объекты исследования истории, упрощаются методы и методология  гуманитарных исследований, индуктивно-описательный метод преобладает над более глубокими, научными методами познания предмета исследования. Все это отрицательно повлияло на качественные показатели работ профессиональных историков, социологов и политиков.

В учебных программах повторялась линия, в основном, выработанная еще в конце 1990-х годов, разделы и параграфы, посвященные событиям начала ХХ века укорачивались, некоторые вопросы полностью игнорировались. Так, в учебниках по всеобщей истории, в разделе история России, Февральская и Октябрьская революции полностью отсутствуют как исторический факт. В учебнике для Х класса история России завершается буржуазной революцией 1905-1907 годов, история России в учебнике для ХI класса начинается с внешней политики Советского Союза в 20-е годы ХХ века. (Всеобщая история, Х, 2014; Всеобщая история, ХI, 2014)

Курс лекций, подготовленный коллективом кафедры новейшей истории Азербайджана Бакинского Государственного Университета, характеризует октябрьский переворот как «большевистский захват власти», который привел к экономическому и политическому краху Российской империи. Большевистское движение в Азербайджане связывается с экономическими интересами Советской России, а Бакинский Совет характеризуется как проект большевиков, осуществленный С.Шаумяном, большевиком армянского происхождения. По мнению авторов, не имея прочную социальную базу на Южном Кавказе, большевики России, объединив силы русских рабочих и армянских дашнаков, уничтожили тюркское население Баку. (Azərbaycan tarixi, 2010, 234-235).

Респонденты, обучавшиеся по этим учебникам, во время социологического опроса либо заявляли, что не помнят Октябрьскую революцию, либо же помнили октябрьские события как «революцию Ленина». Вопрос, к каким изменениям привела эта революция в Азербайджане, остался без ответа.

Школьные и вузовские учебники отражали, в основном, концепцию академических изданий и труды азербайджанских историков. В этом плане, в первую очередь, следует отметить семитомное издание, выпущенное сотрудниками Института Истории Академии Наук Азербайджана. Пятый том, посвященный событиям 1900-1920-х годов, увидел свет в 2008 году, хотя, как отмечают авторы, работа над этой книгой началась в 70-е годы прошлого века. Именно этим фактом объясняется множество противоречий и несоответствий, имеющее место в книге при интерпретации концептуальных вопросов истории Азербайджана начала ХХ века.

Рассматривая Февральскую революцию как начало нового этапа в формировании и развитии Азербайджанского национального движения, авторы, тем не менее, отмечают антинациональный и колониальный характер политики Временного Правительства. «В результате вооруженной революции большевиков 25 октября 1917 года в Петрограде Временное Правительство было разгромлено. ..... под руководством Ленина была установлена советская власть», к которой лидирующая национальная партия «Мусават» имела лояльное отношение, а первое время даже поддерживала большевиков. (Azərbaycan tarixi, .237-238).

Эта идея развивается также в книге Х.Мамедова, где автор утверждает, что весть о «победе Октябрьской революции была встречена с энтузиазмом партией „Мусават“ и другими политическими организациями». (Мəmmədov, 1996, 151) Другой историк, Э.Исмаилов, в «Очерках по истории Азербайджана» отмечает положительную роль Февральской революции в развитии Азербайджанского движения и пишет, что Октябрьский переворот, «в значительной степени предопределив дальнейший ход развития политических процессов в Азербайджане», в целом был доброжелательно встречен Азербайджанскими национальными организациями, недовольными деятельностью Временного правительства». (Исмаилов, 2010, 218)

Аналогичную позицию занимает профессор истории Дж.Гасанлы, который пишет, что «Октябрьский переворот еще более усилил веру народов в достижимость национального суверенитета», но «существующие на просторах бывшей империи разнообразные управленческие структуры заявили, что не признают Петроградский Совет народных комиссаров». (Гасанлы, 2011, 59-60)

Необходимо отметить, что ряд историков старой гвардии, такие как Дж.Кулиев, Д.Кулиев, хоть и стали менять собственные интерпретации событий 1917-1920-х годов, полностью освободиться от советской концепции не смогли. Например, академик Дж.Кулиев признал в дальнейшем факт оккупации Азербайджана в апреле 1920 года XI Красной Армией, но считал Октябрьскую революцию «объективной логикой закономерного развития человеческой истории», «великой народной революцией». Борьба азербайджанских коммунистов за то, чтобы «превратить Азербайджанскую Демократическую Республику в Азербайджанскую Советскую Республику», оценивается академиком как «славная страница истории азербайджанского народа» (Quliyev, 2004, 489-491)

Современная азербайджанская историография до сих пор не поставила перед собой цель изучить революционные процессы России начала ХХ века как историческое событие, давшее сильный импульс глубоким политическим изменениям в Азербайджане.

В исследованиях азербайджанских историков Октябрьская революция присутствует лишь для объяснения актуальных проблем истории Азербайджана, в них отсутствуют вопросы, касающиеся самой революции, историческая ситуация, пробудившая эту революцию, причины и обстоятельства, подтолкнувшие широкие массы к революционным действиям, успех большевизма на начальном этапе революции и т.д. Пока все, что связано с большевизмом, интерпретируется через призму национализма и популизма.


Литература

Azərbaycan tarixi. Yeddi cilddə. 1900-1920-ci illər. 2008, том, V. Bakı: Elm

Azərbaycan tarixi. XIX-XXI əsrin əvvəlləri. A.Rzayevin redaktəsi ilə. 2010. Ali məktəblər üçün mühazirələr kursu. Bakı: Bakı Universiteti

Azərbaycan tarixi. IX sinif, 2016. Bakı: Şərq-Qərb

Всеобщая история. Х класс. 2014. Баку: Чашыоглу

Всеобщая история. ХI класс. 2014. Баку: Чашыоглу

Гасанлы Дж. Русская революция и Азербайджан: трудный путь к независимости. (1918-1920).2011, Москва: Флинта

Горбачевские чтения. Мифы о советской эпохе рождаются сегодня: к итогам дискуссии о 90-летие Октябрьской революции. 2008, Москва: Фонд Горбачева

Гулиев Дж. Борьба Коммунистической Партии за осуществление ленинской национальной политики в Азербайджане. 1970, Баку: Азербайджанское Государственное Издание

Quliyev C. Tarix: Düşüncələr, Mülahizələr, Qeydlər...(1953-2003), 2004. Bakı: Elm

XX əsr Azərbaycan tarixi. 2004, Bakı: Çaşıoğlu

Əzimov H. İnqilab əsgərləri. Azərbaycanda əsgər təşkilatları və əsgərlərin inqilabi hərəkatı. (1917-1918-ci illər). 1978, Bakı: Azərbaycan Dövlət Nəşriyyatı

Ибраhimov Z. V.İ.Lenin və Azərbaycanda sosialist inqilabının qələbəsi. 1970, Bakı: Azərnəşr

Искендеров М. Из истории борьбы Коммунистической Партии Азербайджана за победу Советской власти. 1968, Баку: Азербайджанское Государственное Издание

Исмайлов Э., Гасанов Дж., Гаффаров Т. История Азербайджана XI класс.1998, Баку: Маариф

Исмаилов Э. Очерки по истории Азербайджана. 2010, Москва: Флинта

История Азербайджана IX. 2014. http://e-derslik.edu.az/books/156/units/unit-1/page81.xhtml

Мəmmədov X. Azərbaycan milli hərəkatı. 1875-1918-ci illər.1996, Bakı: Bakı Biznes Universiteti