ISSUE 2-2018
INTERVIEW
Роман Темников
STUDIES
Владимир Воронов Radko Mokryk Jakub Csabay Рафик Исмаилов
OUR ANALYSES
Ярослав Шимов Михаил Ведерников
REVIEW
Рафик Исмаилов
APROPOS
Владимир Сергийчук


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
МАМЕДРЗА АГА ВЕКИЛОВ:
ВРАЧ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ,
ОСНОВАТЕЛЬ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО
ДЕЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
By Рафик Исмаилов | доктор наук, Азербайджан | Issue 2, 2018

28 мая исполняется 100 лет со дня создания Азербайджанской Демократической Республики (АДР) - первого светского государства на мусульманском Востоке. Современная отечественная и зарубежная историография достаточно подробно описывает и анализирует события и процессы столетней давности. Сегодня некоторым обывателям сама идея создания республики в 1918 году может показаться следствием естественных процессов, происходивших на окраинах Российской империи в целом и в Закавказье в частности. Однако для должной оценки значимости идеи создания республики следует четко осознавать структуру и ментальность населения будущей страны, сложную международную и внутриполитическую конъюнктуру, другие факторы, связанные с построением государственности на территории Азербайджана в тот исторический период времени.

Идею национального государства приходилось воплощать в ситуации, когда часть территории Азербайджана, в том числе Баку, находилась под контролем большевистско-дашнакских формирований, когда немалая часть населения не осознавала значения образования наций и абсолютизировала роль конфессионального фактора в политическом и духовном развитии общества, в условиях разгорающейся среди великих держав борьбы за контроль над регионом. К великому сожалению, АДР просуществовала всего 23 месяца, и лишь 19 из них ее правительство располагалось в Баку. Его деятельность протекала в весьма сложных условиях, но сделало это правительство для развития национальной идеи и духовного развития нации, страны и общества немало.

Согласно современному российскому публицисту А. Горянину, в этом убеждаешься, прикидывая, как много они, вопреки всему, смогли и сделали. Был создан парламент европейского образца (первый в мусульманском мире), сложились основные государственные структуры и финансовая система, организована армия, введен 8-ми часовой рабочий день, учрежден Азербайджанский университет, азербайджанский язык сделан государственным, далеко продвинулась реформа школьного дела, принят демократический закон о гражданстве и закон о выборах в Учредительное собрание Азербайджана. (1;122,123) Но вся его деятельность была стеснена короткими временными рамками, сложными внешнеполитическими условиями, все более усиливающимся со стороны России политическим прессингом. Какие-либо претензии к АДР, прежде всего, порождены краткостью его существования. Но это, скорее всего, не вина, а беда руководителей национального государства. И явилась она результатом, прежде всего, не внутренних, а складывавшихся внешнеполитических проблем.

Как справедливо отмечает исследователь Айдын Балаев, АДР стала результатом целенаправленной и самоотверженной деятельности во имя национальных интересов выдающихся представителей азербайджанской политической и интеллектуальной элиты начала ХХ века. (2;6,7) Однако, если о ведущих политических деятелях, таких как Расулзаде, Хойский, Топчибашев, Агаев, Усуббеков и других написано достаточно много, то о многих других представителях национальной элиты периода АДР, роль и вклад которых в построение азербайджанской государственности сложно переоценить, широкой аудитории почти ничего не известно. Одной из таких личностей являлся представитель известного рода Векиловых, близкий родственник Топчубашова, Мамедрза ага Векилов.

Начало большого пути

Как и большинство представителей общественно-политической элиты того времени, М. Векилов получил высшее образование в России, окончив в 1893 году медицинский факультет Харьковского университета. Получив в 1893 году звание лекаря, он несколько лет стажировался в тифлисской Михайловской больнице. Затем заведовал стационаром на 50 коек при строительстве Карсской железной дороги. 2 мая 1900 года императорское Кавказское медицинское общество избрало Векилова своим действительным членом. «Господа! Кто любит свой народ, тот должен, обязан понять его страдания и боли. Кто любит свой народ, тот должен протянуть ему руку милосердия!» - с такими, идущими от самого сердца, словами обратился к миллионерам Гаджи Зейналабдину Тагиеву и Мусе Нагиеву Мамедрза Ага Векилов, предлагая им рассмотреть свой проект об открытии в Баку амбулатории. (3) Призыв врача и общественного деятеля был услышан. Спустя некоторое время Городская управа города Баку утвердила новую должность т.н. «врача для бедных». Из 22 кандидатур были отобраны лишь 2, одним из них стал Мамедрза Ага. Векилов приступает к обязанностям «врача для бедных» 1 декабря 1901 года. Два врача, согласно должностным инструкциям, должны были оказывать бесплатную помощь бедным стодвадцатитысячного населения Баку, как амбулаторно на квартире врача, так и на дому у больного «во всякое время дня и ночи».

Основатель поликлинического дела

Понимая, что данное положение вещей можно изменить лишь при коренном пересмотре вопроса медицинского обслуживания, 20 мая 1902 года доктор Векилов представляет в Бакинскую городскую управу «Проект реорганизации внебольничной медицинской помощи Баку».(4.) Немалыми усилиями доктор Векилов убеждает городские власти в необходимости пересмотра концепции медицинского обслуживания населения. С внедрением «Проекта реорганизации внебольничной медицинской помощи г. Баку» должности «врачей для бедных» были ликвидированы. Векилову разрешают открыть поликлинику, которую он возглавил и руководил ею вплоть до 1924 года. Она до сих пор располагается на том же месте, по улице Лермонтова, и среди бакинцев известна, как «векиловская». Позднее доктор Векилов получает разрешение на открытие еще 5 поликлиник, а спустя несколько лет их уже насчитывалось в Баку десять. Следует отметить, что все открытые усилиями М.Векилова поликлиники существуют и по сей день. Таким образом, М.Векилова можно по праву считать основателем поликлинического дела в Азербайджане.

Общественно-политическая деятельность

В этот период у доктора Векилова складываются дружеские отношения и с Наримановым, вернувшимся в Баку после завершения обучения в Одессе. Мнение Векилова играет едва ли не решающую роль при назначении Нариманова главным санитарным врачом города Баку. (5;368) Наряду с профессиональной деятельностью, доктор Векилов, не примыкая ни к одному из политических движений, достаточно активно участвует в общественно-политической жизни. С 1905 по 1915 годы Векилов -  депутат Городской Думы и член школьной комиссии в Городской управе. С 1914 по 1917 годы он является членом постоянной комиссии по нефтяным делам при градоначальнике города Баку. (5;369) С 1917 года Особый Закавказский Комитет включает М.Векилова в члены Временной комиссии по земельным вопросам Закавказья. В связи с этим, по поручению председателя Комиссии Харламова,  Векилову была предоставлена возможность бесплатного проезда на всех поездах. (5;371)

Чудом избежав трагедии, в марте 1918-го года М.Векилову удалось вывезти семью к родственникам своего ближайшего друга Али бека Гусейнзаде в Сальян и уже оттуда, спустя некоторое время, поездом, через Гянджу, перебраться в родное село Салахлы. (5;370) Авторитет и профессионализм доктора Векилова еще более стали востребованы после объявления о создании АДР. Именно поэтому партия Мусават, уважая принцип беспартийности доктора Векилова, так и не вступившего в ее ряды, тем не менее, выдвигает его кандидатуру в члены нового парламента АДР. Будучи членом парламентской фракции Мусават, Векилов активно погружается в укрепление государственности, создание новых структур власти, в частности, органов здравоохранения, организацию медицинской службы в армии и т.д. В этот же период, Векилов играет ключевую роль в погашении вспыхнувшего в его родном селе Салахлы и унесшего сотни жизней тифа Векилов явился одним из инициаторов создания Бакинского университета. Он, исходя из государственных интересов, настаивал на создании условий для подготовки медицинских кадров в Баку. Именно по этой причине Бакинский Университет на первых порах, помимо факультета востоковедения, включал в себя также медицинский факультет. (5;372). Помимо вопросов образования и здравоохранения, Векилов погружается и в решение земельных вопросов. В архиве сохранились несколько писем, написанных на русском языке Расулзаде, адресованных М.Векилову. (5;372) В них Расулзаде просит помочь доктора Векилова в разрешении сложных земельных проблем, периодически возникающих в разных регионах Азербайджана. Так, в одном из них говорится:

"Многоуважаемый Мамедрза ага!

Посылаю к вам представителей деревни Борадигях Ленкоранского уезда. Они жалуются на несправедливое отстранение их от принадлежащих им посевных площадей. Настоятельно прошу вас выслушать их и совместно с Министерством земледелия изучить проблему.

С глубоким уважением: Расулзаде". 

Частая адресация такого рода вопросов не в существующую в составе правительства структуру, занимающуюся решением вопросов землепользования, а индивидуально члену парламента, говорит о глубоких универсальных знаниях Векилова в этой области, его авторитете, особенно среди тюркской части населения, и умении убеждать людей. Векилов часто по парламентской линии разъезжает по регионам, с целью разрешения периодически возникающих земельных конфликтов. В связи с этим, ему вновь, но уже Министром путей сообщения АДР Мелик-Егяновым,  выдается удостоверение, предоставляющее право бесплатного проезда на поездах Азербайджанской железной дороги. (5;373) В одной из поездок, совершаемой совместно с генералом Шихлинским и другими высокопоставленными должностными лицами в Газах, друг юности Векилова Салах ага Миралаев задает ему вопрос, почему он сам не стал губернатором Газаха. На этот вопрос Векилов отвечает, что у него нет ни капли корыстолюбия, и просит сделать так, чтобы люди не убивали друг друга из-за мирских ценностей. (5;373) В искренности данных слов сомневаться не приходится,  и вся жизнь Векилова -  тому доказательство.  

Опыт Векилова в разрешении административно-территориальных проблем стал вновь востребован. В мае 1919 года Векилов, вместе с Фаррух беком Везировым, становится членом комиссии по разрешению переселенческих вопросов, созданной на конференции Кавказских республик. В комиссию также входят представители Грузии, Армении и Горской республики. Именно Векилов предложил выход из сложившейся сложнейшей ситуации, связанной с безопасным переселением полукочевых общин в летние горные пастбища. По его предложению была создана комиссия из 4-х человек. Данная комиссия, основываясь на Законе 1884-го года разработала «Временные правила переселения», которые дали возможность общинам переселяться в сопровождении полиции. (5;373)

В начале 1920 года, по личной просьбе министра иностранных дел Фатали Хан Хойского, доктор Векилов принимает активное участие в разрешении проблем, связанных с территориальными претензиями Армении и, в связи с этим, последние месяцы существования АДР проводит в Карабахе. В письме Хойского говорится о решении правительства АДР возложить на министерство иностранных дел разрешение всех вопросов, связанных с территориальными претензиями соседних государств. В связи с этим под председательством заместителя иностранных дел Мамед хана Телинского создается комиссия. Учитывая глубокие знания Векилова в данной области, Хойский настоятельно просит Векилова не отказываться от участия в работе комиссии, первое заседание которой назначается на 15 марта. (5;374)

Приход Советской Власти и первый арест

В конце апреля 1920 года Векилов возвращается в Баку - столицу все еще формально независимого, но уже советского Азербайджана. Изучая страницы биографии доктора Векилова, приходишь к однозначному выводу: несмотря на широкие возможности построить политическую карьеру, он никогда не поддавался такому соблазну и не прогибался под политическую конъюнктуру. Смелость, верность своим принципам и профессиональному делу - вот черты, определяющие масштаб личности Векилова.  Он никогда не ставил своей целью политическую борьбу - был врачом и оставался им до конца своей жизни. Вся его общественная деятельность была направлена на созидание и связана с выполнением гражданского долга. Именно этим объясняется его отказ от политической эмиграции. Как бывший член парламента АДР, связанный с партией Мусават, будучи близким родственником Топчибашева и другом Али бека Гусейнзаде, (5;365) он, безусловно, понимал, что репрессии, почти наверняка, доберутся и до него. Тем не менее, решение было принято, Векилов остался в Азербайджане. Нахлынувшая после гянджинского восстания волна репрессий добралась и до доктора Векилова. В ночь с 15-го на 16 июня группа, возглавляемая комиссаром Кузьменко начала обыск в квартире Векилова. После обыска Векилов был арестован. На основе архивных документов можно сделать вывод о том, что Векилов был арестован по делу о партии Мусават. (6) Однако в архивных фондах не было обнаружено никаких следственных документов, в которых проходило бы его имя. Видимо, в скорейшем освобождении Векилова немалую роль сыграли его давние товарищеские отношения с председателем Совнаркома Наримановым.

Достоинство, моральные принципы и профессиональный долг превыше всего

В 1926 году в Баку состоялся первый Всесоюзный тюркологический съезд, в котором принимал участие известный тюрколог, активный член партии «Мусават», автор азербайджанского флага Али бек Гусейнзаде. С Гусейнзаде Векилова связывали давние дружеские отношения, завязавшиеся в период их обучения в тифлисской гимназии. Мамедрза ага считает своим долгом пригласить Али бека в гости. Однако еще не так давно чудом избежавший ареста Мамедрза ага понимал, что любому его необдуманному поступку могли придать политическую окраску. Недолго колеблясь, Мамедрза ага организовывает банкет в честь своего давнего друга. (5;376). Даже сегодня довольно часто сталкиваешься с ситуацией, когда некогда близкие друзья, оказавшись по разные стороны политической борьбы, перечеркивают прошлые отношения из конъюнктурных соображений. Что же говорить о временах, когда малейшее подозрение в нелояльности могло вылиться в обвинение в контрреволюционной деятельности. А о соблюдении в те времена процессуальных норм при расследовании какого-либо политически мотивированного дела и вовсе говорить не приходится. Данный поступок, несомненно, лишний раз показывает, что доктор Векилов ставил моральные принципы превыше всего прочего не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.  Есть несколько примеров, когда М.Векилов оказывает медицинскую помощь коммунистам, сыгравшим немалую роль в содействии репрессированию его родственников и, наоборот, когда помощь с его стороны была оказана так называемым врагам народа. В первом случае приходилось парировать претензии со стороны родственников, во втором - держать удар перед следователями репрессивной советской машины. Ответ всегда был один: «Я врач, и моя обязанность - помогать больным где бы то ни было и вне зависимости от того, кем являются эти больные».

Второй арест

В период «большого террора», в ночь с 23 на 24 октября (год?) Векилова вновь арестовывают. В обвинительной справке Векилов указан как «мусаватист, член контрреволюционного организационного центра «Мусават». На допросах Векилов не отрицает наличие родственной связи как с находящимися в политической эмиграции лидерами АДР - Мустафой Векиловым, Алимардан беком Топчибашевым, братьями Панахом и Махмудом Векиловыми, так и с родственниками - жертвами политических репрессий 20-30-х годов. От своей деятельности в период АДР Векилов также не открещивается, знакомства с Расулзаде не отрицает, при этом отмечая, что членом партии «Мусават» никогда не являлся. (6) Векилов не меняет свои показания на протяжении всего следствия. На момент ареста ему было уже 73 года. О гуманности органов следствия того времени говорить не приходится, однако, так или иначе, уже в апреле 1938 года принимается решение о прекращении уголовного дела в отношении Векилова Мамедрза ага Мансур ага оглу. Умер М.Векилов 30 декабря 1944 года, проработав врачом до конца своей жизни. (7) Дело Векилова достойно продолжил его сын Фахри Ага Векилов, ставший впоследствии Министром здравоохранения Азербайжанской ССР.

Послесловие

Безусловно, оценка личностей масштаба Векилова ждет своего подробного (внимательного) историка – исследователя процессов, происходивших в Азербайджане на протяжении начала ХХ века. Но даже на основе информации, изложенной в этой небольшой статье, можно сделать однозначный вывод, что личность Векилова является исторической. Сегодня, когда Азербайджанская Республика торжественно отмечает 100-летие АДР, мы не вправе оставаться равнодушными к своей истории, а тем более к личностям, которые ее создавали. Считаем, что установление городскими властями мемориальной доски у входа в поликлинику №2 по улице Лермонтова внесло бы свой посильный вклад в восстановление исторической правды, которую так долго перечеркивали большевики.              


Список использованной литературы:

Азербайджанская Демократическая Республика. Сборник статей, посвященный 90-летию Первой республики. М.: «SALAMpress», 2008. 136 c.

Балаев А.Г. Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955). М.: Флинта, 2009, 288 с.

Газета «Вышка», 2007, 12 октября

Газета «Зеркало», 2006, 8 апреля

Umudlu İ.B. «Vəkiloğulları». Bakı, «Qapp-Poliqraf», 2003

Газета «Millət», 2000, 11 марта

Газета «Каспий», 2013, 3 сентября

Print version
EMAIL
previous TRANSITION FAILURES TO A “WILSONIAN” STATE: THE CASE STUDY OF THE FIRST REPUBLICS OF ARMENIA, AZERBAIJAN, AND GEORGIA |
Jakub Csabay
1918: «ОСЕНЬ НАРОДОВ» И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ |
Ярослав Шимов
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.